«Тайна искусства в том, что оно отражает (выражает) мировую гармонию. Всякое произведение только в том случае — произведение искусства, если оно выражает эту гармонию. В этом и заключается тайна — художественная форма значит не то, что она изображает (не предмет); художественная форма (гармония) — символ мировой гармонии. Она-то (гармония) и находится за произведением искусства.
Гармония — чистое совершенство — разрешение всех напряжений — нечто абсолютно ставшее (не становящееся) — недвижность: смерть.
Иначе говоря: смерть — абсолют, совершенство без какой-либо погрешности, космос, движения по кругу, т. е. вне времени (никуда не уходит), в отличие от жизни, то есть несовершенства, дисгармонии, становления, изменения, хаоса.
(Приписано карандашом: а что такое бессмертие?)
Жизни нет: она движется, мелькает, протекает — она кажется.
Смерть пребывает.
Искусство стоит на пути к смерти. Оно направлено к совершенству. Но оно останавливается на пороге совершенства, то есть смерти.
Гармония — разрешение всех напряжений и покой.
Искусство — высшая степень напряжения перед разрешением — почти разрешение — совершенство с небольшой погрешностью.
(Приписано карандашом: а это и есть бессмертие)».
Публикуем подборку цитат Всеволода Петрова — искусствоведа и писателя, друга Даниила Хармса и Михаила Кузмина. О нежной комнате, застывшей в ожидании, о любви к бесформенной России, об отказе от страстности и наивности — и о многом другом: https://arzamas.academy/mag/1180-petrov